Для того, чтобы грамотно выбрать домен для своего сайта, необходимо разобраться, из чего он состоит. Состоит он собственно из уровней, разделённых точками, и читается справа налево:
Вот, в общем и всё. Теперь рассмотрим их ещё раз, но уже более детально.
Доменные зоны делятся на два типа: национальные (или ccTLD: country code top-level domain), обозначающие страну, и общие (или gTLD: generic top-level domain), характеризующие тематику или направленность сайта. И с обоими типами есть нюансы. Так, стандартная национальная доменная зона для России — .ru, однако в 2009 году был создан его кириллический (но менее популярный по сей день) аналог .рф.
Общих же зон изначально задумывалось всего 7: .com (коммерческие), .net (сетевые структуры), .org (некоммерческие), .gov (государственные организации США), .edu (образовательные порталы), .mil (военные организации США), int (международные). Однако сейчас их насчитывается около полутора тысяч, и каждый характеризует какой-то конкретный род деятельности. Например, .art для сайтов об искусстве, .travel для организаций, связанных с туризмом, .dance для танцевальной индустрии и так далее. Есть и особые доменные зоны, зарезервированные за конкретными компаниями, они называются спонсируемые. Так, у LEGO есть собственная доменная зона .lego.
Со вторым уровнем всё проще и сложнее одновременно. Проще потому, что тут в равной степени приемлемо как дать волю фантазии, так и просто указать имя своей компании. А чтобы узнать, почему сложнее, проявите терпение и дочитайте до второй части статьи.
Последними в имени, но не последними по важности, являются поддомены. Поддомены, как следует из названия, создаются в рамках основного домена, и их количество ограничивается только конкретным хостером и вашей фантазией. Нужны они, например, для разграничения сайтов разных компаний в рамках единого холдинга, или если вы просто решили выделить в отдельную структуру свою почту / службу поддержки / блог. Чаще всего это нужно крупным ресурсам и компаниям с большим штатом сотрудников, в противном случае об этом нет смысла беспокоиться.
Важный нюанс: поддомены не обязательно должны быть третьего уровня, они могут находиться и во втором. Их используют, если нужно более точное указание региона страны, например, для крупной компании с большим количеством региональных отделений вполне естественно иметь домен с окончанием .msk.ru. Другой вариант — указать и географический домен, и общий поддомен: biz.ru, .com.ru.
Как и в прошлый раз, начнём с первого уровня. Ответ на вопрос “какую доменную зону выбрать?” зависит в равной степени от ваших амбиций и бюджета. Хотя мы уже упоминали, что выбор доменных зон действительно широкий, чаще всего компании приходят к выбору между .ru и .com. Отметим сразу, что если вы не планируете вести деятельность за пределами страны, то логичнее всего выбрать именно .ru, потому что стоимость этого домена значительно ниже.
Заметьте, что мы не упомянули кириллическое доменное имя (.рф), хотя цена на него чаще всего такая же, как и на .ru. Это связано с тем, что сайты на кириллическом домене воспринимаются пользователями как менее надёжные и солидные. К тому же, хотя с точки зрения продвижения между .ru и .рф нет разницы, у последнего могут возникать проблемы с обслуживанием и настройкой из-за неполной совместимости программного обеспечения.
Что же касается бесчисленного множества других зон, то среди них действительно можно выбрать те, которые идеально описывают вашу деятельность и как следствие прекрасно подходят. Обратить на них внимание также стоит в том случае, если желаемое имя сайта уже существует в зонах .ru и .com. Но нужно учитывать, что зачастую эти зоны обойдутся вам ещё дороже, чем .com. Поэтому обращать на них внимание рекомендуем только если у вас солидный бюджет или если ваша компания работает (или планирует работать) в нескольких странах.
Чтобы не быть голословными, приведём несколько примеров. Ниже указаны средние цены в рублях на первый год обслуживания разных доменов (после первого года цена поднимается, иногда значительно):
.ru — 200
.com — 1400
.dance — 1600
.clothing — 1900
.pro — 2200
.pub — 2400
.agency — 2500
.bar — 4000
.press — 7500
.film — 8700
.audio — 12700
.movie — 31000
После того как мы определились с зоной, осталось придумать имя сайта. Здесь можно дать волю своей фантазии, но чаще всего выбирается имя компании: это логичнее всего, и пользователям так проще запомнить. Но есть проблема — если вы думаете, что нашли идеальный вариант, на всякий случай проверьте желанное доменное имя на занятость. Потому что с большой вероятностью оно уже кому–то принадлежит (к слову, чтобы вы не задавались вопросом “где проверить домен”, можем посоветовать обратиться к сервисам Reg.ru или NetHouse).
Предположим, что нужное вам название уже занято. Что делать в таком случае, какой домен выбрать? Есть несколько возможных вариантов.
Во-первых, протестируйте аббревиатуры и сокращения имени своей компании. Это не только может помочь найти хорошее название, но и в случае удачи хорошо скажется на узнаваемости: чем короче длина домена, тем проще его запомнить, hh.ru и vk.ru не дадут соврать.
Во-вторых, если это возможно, вместо написания названия компании транслитом переведите его. Например, вместо rogaikopyta.ru попробуйте hornsandhoofs.ru.
В-третьих, если бюджет вам позволяет, попробуйте примерить это же имя на другую доменную зону. Да, это выйдет дороже, зато позволит более конкретно обозначить свою сферу деятельности. Небольшая подсказка: чтобы избежать переплат за специфическую зону, можно внести её в имя. Например, вместо rogaikopyta.shop попробуйте rogaikopytashop.ru.
Несколько коротких советов по подбору доменного имени:
И наконец, не забывайте, что часто уже занятое имя можно выкупить. Так что перед тем как изобретать что-то новое, попробуйте договориться с владельцем, возможно это окажется намного дешевле и проще. Только не забудьте сперва проверить историю выбранного домена.
Cайт использует куки.